Достаточно неуклюжая, но чистая и трогательная история

25.11.2016

Рядом - достаточно неуклюжая, но чистая и трогательная история - «Друзья» Церендоржа, где взята очень важная мысль: позиция всяческого иждивенчества достойна презрения. Сколько раз мы наблюдаем в жизни: человек упал на улице, а другой может пройти мимо - это, мол, меня не касается, пусть государство поднимет. А у Церендоржа человек не побежал жаловаться в надлежащее учреждение: он просто продал сапоги, чтобы купить другу лекарство. Но в ваших работах не обошлось и без существенных осечек. Вот я спросил одного из режиссеров, какую он применил оптику, снимая Лужину? Он мне ответил: нормальную. Что это за ответ для режиссера? У вас некрасивый прикус зубов? Только эстетическая стоматология поможет решить проблему.

Я помню этот этюд на площадке, он имел определенную стройность мысли: режиссер стремился вызвать сочувствие зрителя к драме голодных людей. Казалось бы, эта задача должна остаться и на экране. Но режиссер меняет тонкую фактуру лица Ларисы Лужиной при помощи наклеек и искажает ее облик. Затем он дает распоряжение оператору снимать при помощи объектива восемнадцать, и при такой приближенности к объективу милое лицо Ларисы распадается на ужасающие детали. В целом в результате непонимания режиссером операторского дела на экране получается уродливо толстая, отлично выкормленная женщина, которой нечего и сочувствовать. Та же история с сыном: на площадке мальчика играл взрослый Никоненко, и это было эмоционально убедительно. Здесь же играет настоящий мальчик, но он подан, как механическая игрушка,- лежит и время от времени раскрывает рот. Пафос бутафории подменил пафос истинности, и от замысла режиссера ничего не осталось.

- Наверное, вам надо было заранее провести беседу с оператором,- сказала Тамара Федоровна.

- Не согласен,- возразил Сергей Аполлинарьевич.- Пускай сами делают, за руку водить не будем. Какой он будет режиссер, если не умеет объединить творческие позиции коллектива и сам договориться с оператором? Он погнался за экстравагантностью формы.