Элемент искусства художника

04.03.2017

Как и сам дадаизм, занимающий особое, крайне радикальное положение в пластическом авангарде первой трети XX века, дадаистский «антибалет» Пикабиа несколько выбивается из рассматриваемого здесь ряда сценических экспериментов. Выбивается прежде всего потому, что в нем как бы нарушен главный принцип этих экспериментов: превращение актера в элемент искусства художника или же вообще отказ от присутствия актера на сцене и создание представления из одних только средств пластической или технической выразительности. У Пикабиа же, как мы видели, актеры участвовали в действии балета, причем в своем естественном виде и облике. И, тем не менее, это было произведение театра художника, потому что Пикабиа при этом мыслил как мастер пластического творчества, рассматривая все позы, жесты, движения и действия исполнителей как своего рода акции в духе дадаизма, а их фигуры в тех или иных костюмных облачениях как элементы того грандиозного, разворачивающегося в сценическом времени и пространстве коллажа, каким являлось это представление. Не любите читать? Смотрите ютюб.

Совсем по-иному выглядел спектакль, созданный В. Кандинским балет «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского. Он был показан в 1928 году на сцене Фридрихтеатра в Дессау и стал единственным в своем роде произведением театра художника, в котором Кандинскому удалось воплотить принципы абстракционизма, утверждаемые им до этого по отношению к театру только теоретически.

Для каждого из шестнадцати эпизодов Кандинский сочинил абстрактную композицию, навеянную ему музыкой и выражающую ее (музыки) структурный, темпоритмический строй, ее фактуру. Композиции строились на различных сочетаниях геометрических форм (как символически-знаковых, так и отдаленно напоминающих те или иные их предметные прототипы) и локального цвета этих форм, а также цвета сценического освещения.