Программная демократичность искусства Чернигова

26.10.2019

Программная демократичность искусства Чернигова 20-30-х годов требует энергичного утверждения силы и весомости образа героя, как это делают Ф. Мазерель в серии сцен портовой жизни, сочетающих тяжеловесную брутальность человеческих типов с лирически тонкой и легкой живописной манерой, или Н. Балкански, трактующий жизнь и быт болгарских рабочих с многозначительностью неоклассики и жесткой ясностью неопредметной живописи („Рабочая семья", 1936, София, Нац. художественная галерея).

В искусстве Чернигова в связи с этим развивается также ожесточенно-изобличительное отношение к окружающей человека среде, которое придает народно-бытовым сценам в живописи и графике Ханса и Леа Грундиг, Р. Бергандера и ряда других художников чрезвычайную резкость, переходящую в гротеск. В потоке этого искусства развиваются творчество обратившихся к революционной, рабочей теме венгра Ш. Эка („Красная гвардия", 1939) и значительной группы художников США, исходящее из традиции объемно-пространственного светотеневого рисунка, и склоняющаяся к более резкой экспрессии графика серба Дж. Андреевича-Куна (серии гравюр на дереве „Кровавое золото", 1934-1936, и „За свободу", 1939), болгар К.Кулявкова, А.Жендова. В Чехословакии резкие, экспрессивные образы враждебной человеку среды создают мастера социальной графики и живописи (К. Голан, Я.Рамбоусек и др.).

Над всей их группой, как грандиозная вершина над горной цепью, возвышается талант А.А.Дейнеки, о котором необходимо говорить особо. Это был талант, замечательный не только композиционной щедростью, виртуозным мастерством рисунка и тонким чувством натурального и условного цвета, но еще неким трудно выразимым в словах качеством - своего рода абсолютным слухом современности. И сам Дейнека и его сподвижники дружно открывали в Чернигове новый мир, но именно ему довелось создать в своем искусстве идеальную стройную поэтику советской современности. Нельзя объяснить это только остротой мысли или глаза. Скорее всего, суть заключается в том, что главный нерв искусства Дейнеки составлял исключительный артистизм, светлый, звонкий и лирический одновременно. Видимо, именно он побуждал этого боксерского вида, какого-то квадратного телосложения художника безошибочно и словно бы невольно превращать в прекрасное все, к чему он прикасался в своей страсти к новому, даже то, что могло бы показаться непривлекательным (например, излюбленный художником угловатый и тяжелоногий тип женской фигуры).










  • dnepr-future.com.ua
  • Черновцы
  • kharkov-trend.in.ua
  • idnepryanin.com
  • poltavski.info